Тест-драйв: UAZ Patriot

Тест-драйв: UAZ Patriot

Когда, выгрузившись из Патриота у ялтинского отеля, я услышал, что «…в таверне тихо плачет скрипка», мне, непьющему и некурящему, захотелось и выпить, и закурить. Непростой автомобиль. По диапазону эмоций — настоящий суперкар. По их характеру — бесконечная ромашка: любовь и ненависть, нравится — не нравится, лайк, так сказать, и дислайк.

Впервые на Патриоте я поездил лет восемь назад — и бежал от него в ужасе: качество, повадки… Сейчас понимаю, что увидел тогда неполную картину — нельзя оценивать рамный внедорожник с зависимыми подвесками на одних лишь московских дорогах, где так называемый динамический коридор ограничен дорогими иномарками, а бездорожье — бордюрами. «Парня в горы тяни — рискни! Не бросай одного его». В этот раз вышло по Высоцкому: разбитые каменистые, грунтовые и замороженные крымские перевалы — и колонна УАЗиков. Но вот незадача: оказывается, главная цель нынешнего обновления — вывести Патриота в город.

По умолчанию топ-версия Limited включает пять 18-дюймовых легкосплавных колёс. А 16-дюймовые (на фото) идут — внимание! — за доплату в 5000 рублей, причём со стальной запаской. Имя Patriot отныне посеребрено, а через год его, наконец-то, обещают написать по-русски.

К счастью, речь идёт не о загламуривании машины в ущерб внедорожным качествам, а о расширении её рыночной ниши. Если до сих пор Patriot был, как правило, единственным автомобилем у покупателей в регионах, а в той же Москве — вторым, то теперь уазовцам, а точнее, людям из компании Соллерс, которой принадлежит Ульяновский автозавод, хочется, чтобы и в крупных городах обходились одним только Патриотом. Как обходятся автомобилями Great Wall HoverSsangYong KyronRenault Duster и подержанными Mitsubishi PajeroPajero Sport — главными, по данным соллеровцев, конкурентами Патриота. Понятно, что соперничают они не столько размерами (тут УАЗ непобедим), сколько ценами.

Мягкая передняя панель и тонкий, будто упаковочный, пластик дверей. Звук из закреплённых в нём колонок аудиосистемы ужасен. На ручках — облой, у обрамления кнопок — заусенцы. Мультиплексная проводка с CAN-шиной позволила собрать на водительской двери кнопки всех четырёх стеклоподъёмников. Лобовое стекло — с подогревом. В ближайшее время уазовцы собираются усилить крепление трубчатого каркаса передней панели к кузову.

Многогранные фары со светодиодными дневными ходовыми «стразами», вытянутые фонари, ребристая радиаторная решётка и облагороженные подножки. Бамперы с увеличенными противотуманками отныне крепятся не к раме, а к кузову: теперь между ними не щели, а лишь небольшие зазоры. Но чтобы залезть под капот, на такой бампер уже не встанешь, ткнёшься в пень — загнёшь ещё и крылья. Все стёкла, кроме дверных, вклеенные, зеркала — с повторителями поворотников. Ожидается, что новый имидж увеличит спрос на десять процентов (в прошлом году покупателей нашёл 19 081 Patriot). Изменений по технике тем временем всего два — это не требующие шприцевания карданные валы и задний стабилизатор поперечной устойчивости, призванный снизить крены. Так в город или всё-таки в горы?

Новые фары китайской фирмы BAIC — со светодиодами ходовых огней, бампер крепится не к раме, а к кузову: вставать на него теперь нельзя. Подножки симпатичнее и компактнее и, как уверяют уазовцы, не менее прочные: под пластиковой накладкой — металлическая труба.

— Ту-ту-ту-ту, — предваряет запуск двигателя стартёр, затем Patriot дёргается вбок: завёлся. Место водителя по исторически-компоновочным причинам сильно смещено влево, и при росте 176 см я едва не упираюсь плечом в среднюю стойку. Руль — огромный: от обода до двери меньше смартфона, а пальцы к подрулевым рычажкам приходится тянуть не столько вперёд, сколько внутрь. Первая передача, мягкое срабатывание сцепления… Еду! Это целое событие: Patriot хочет направо, я его держу, рвётся налево — вновь парирую. По асфальту ведёшь его, будто пьяного. А чтобы Patriot протрезвел, надо не трогать лёгкий руль вовсе либо пересилить себя — и разогнаться.

Передние сиденья тольяттинской фирмы Ладапласт-Т (в отличие от прежних корейских они снижают зависимость завода от курса валют) — с бесступенчатой регулировкой наклона спинки и поясничного подпора, местами неопрятной обивкой и неудобным профилем: давят на лопатки, заставляя горбиться. На таких креслах лучше не сидеть, а лежать — со снятыми подголовниками они теперь раскладываются (я засёк время кручения рукоятки — 15 с) вровень с задним диваном.

На скорости баранка тяжелеет — спасибо китайскому гидроусилителю (сделанному по лицензии ZF), который отличается от прежнего агрегата Delphi электромагнитным клапаном, регулирующим производительность. Главный конструктор УАЗа Олег Крупин уверяет, что с новым рулевым механизмом и люфт в околонулевой зоне уменьшился почти на 20%, но меня внедорожник пугает, как и восемь лет назад. По дуге Patriot едет лучше (в том числе и из-за сниженных стабилизатором кренов), чем по прямой. На всякий случай проверяю тормоза: педаль нажал, усилие преодолел — замедления нет. Глубже надо давить. И сильнее. Как раньше.

Задний диван углубился в багажник на 80 мм, обзавёлся креплениями Isofix и лишился регулировки спинки по наклону. Грузовой отсек сократился на 50 л (до 1150 л), но появилось больше места для ног и возможность горизонтальной раскладки передних кресел. Дополнительный отопитель способен зажарить, несмотря на низко расположенные дефлекторы. Как и подогрев задних сидений — это стандартное оборудование топ-версии.

Передачи переключаются легко, но если до первой-второй ты дотягиваешься сам, то третьей будто передаёшь эстафету соседу, а втыкать пятую и впрямь сподручнее пассажиру. От 128-сильного бензинового мотора ЗМЗ-40905 объёмом 2,7 л (дизеля, на который приходится лишь 5% спроса, на презентации не было) чудес я не ждал, но как же вымученно он раскручивается! Завершение обгона отмечаешь как праздник. Но чаще решаешь не лезть. Раз я разогнал двигатель почти до 5000 об/мин, чем перепугал выдержанного до того инструктора (дядька работает в Судаке горным спасателем): «Не надо, не надо, мне же за него отвечать!»

Дизайн обновлённого Патриота — дело рук заводского НТЦ под руководством бывшего вазовца Евгения Галкина. Затейливой формы фары и интегрированные бамперы потребовали «реформ» крыльев. Зеркала — с повторителями поворотников, а все стёкла, кроме дверных, теперь вклеенные: кузов с ними, говорят, жёстче, и ему не так страшны мойки высокого давления, которые прежде, согласно Инструкции, грозили отжимом уплотнителей.

Оптимальные обороты, как обеденный перерыв — «с двух до трёх»: ни мотора не слышно, ни шин. Тишина и тепло — вот главные «асфальтовые» радости Патриота. Если включить ещё и задний отопитель салона, ноябрь покажется маем. Подвеску, чувствуется, не пробьёшь, но скорость поднимается к сотне вместе с пузырьками газировки: козление не побороть, только перетерпеть. О каком городе мы говорим? Проехали! Одно дело — когда за светофорами и пробками маячит Алтай или, скажем, Салехард (обратите внимание, какие потрясающие у патриотоводов с Драйва2 фотоальбомы!), другое — банальный магазин или офис.

Бортовой компьютер отныне есть у всех Патриотов. Хромированные ободки шкал — отличие топ-исполнения Limited: помимо расхода топлива и запаса хода здесь на зелёный дисплей выводится забортная температура, напряжение бортсети и цифровые показания спидометра. Одна засада: выбор режимов осуществляется не нажатием, а вращением штырька справа.

Из князи — в грязи, снега и болота: вот маршрут! Четыре часа тряски на «понижайке» (с выключением зажигания она теперь не вылетает) по замёрзшим горным тропам — и мне кажется, я понимаю, откуда у владельцев Патриотов столько тепла к своим машинам. Проходимость — только первая из причин. Вторая — сама природа, те её ракурсы и виды, которые благодаря этой проходимости открываются. А третья — друзья, с которыми ты до всего этого добрался. Вы стоите выше облаков, наблюдаете, как небесные массы валятся в пропасть, рассматриваете затейливо намороженный иней на траве — и напрочь забываете о всяких шкворнях, незащищённом блоке управления раздаткой и прочих мелочах жизни.

У начального Патриота на центральной консоли заглушка, у среднего — простенькая MP3-магнитола, а у топового — мультимедийная система с семидюймовым сенсорным экраном. Навигационная система — с картами Navitel, покрывающими территории России, Казахстана, Белоруссии и Украины. Компас с альтиметром скорее развлечение. Камера заднего вида под ручкой багажника от грязи не защищена, на дисплее — статичные линии-подсказки.

Но спускаемся мы с покорённых вершин… И слышим, что звуков в салоне прибавилось. Самый неожиданный — это хруст в углу лобового стекла. Нажимаешь на стекло изнутри — звук исчезает. Опросил коллег: разболталась спинка сиденья, не отщёлкивается капот, вываливается из корпуса наружное зеркало. Сравните, что год назад писал Алексей Смирнов: «На одной из тестовых машин потёк топливный бак. На другой из-за недотянутого хомута закипел двигатель. На третьей перестал открываться капот». Недоработки УАЗа — как стадо овец: их то собирают в кучку, грозя андоном и кайдзеном маня, то позволяют разбрестись. А муда (согласно философии Toyota Production System, принципы которой в Ульяновске вроде как освоили ещё в 2011 году, это слово означает лишние действия) — по-прежнему на покупателях.

Фонари новые, проблемы старые. В верхнем углу — щель типа дырка, за стеклом — капли пота. Потеют, к слову, и фары.

Не вытягивается кнопка двери? Тяни сильнее! Не закрывается багажник — так с протяжечкой его, как в бильярде. Скрипит рессора? Доедем до базы — перестанет. Подхожу к конструктору: Олег Авенирович, фары и фонари потеют. Хм, говорит, неожиданно, будем разбираться. Спустя месяц после начала продаж: самое время. Вообще, у меня сложилось впечатление, что полноценных доводочных испытаний у Патриота не было. Или их результаты мало на что повлияли. А машине-то десять лет в обед! Хотя интереснее то, что планов на неё у заводчан — как минимум до 2020 года.

Главный конструктор УАЗа Олег Крупин в 2006 году сменил на этом посту Сергея Гайсина, при котором УАЗ-3162 Simbir и превратился в Патриота. «Инженерная мечта? — удивляется Крупин — Сделать новый автомобиль, чтоб от и до под моим контролем».

Через год появится подушка безопасности и, вероятно, задний самоблокирующийся дифференциал, в 2016-м — система стабилизации, в 2017-м — автоматическая трансмиссия, призванная увеличить продажи на 20%. Рассматривается даже преселективный «робот» ZF, но Крупин говорит, будет настаивать на традиционной шестиступенчатой коробке с гидротрансформатором. За ней в очереди бензиновый мотор с единым топливным баком: скорее всего, двухлитровая «турбочетвёрка» ЗМЗ в версиях мощностью около 150 и 200 сил. А ещё уазовцы работают над независимой передней подвеской с реечным рулевым механизмом. Что это за агрегаты, не раскрывают, но Интернет богат фотографиями Патриотов на раме внедорожника SsangYong Kyron.

Управление корейской раздаткой Dymos, сделанной в Китае, не изменилось, но устранён глюк: при перезапуске двигателя пониженная передача больше не выключается. На солнцезащитном козырьке — памятка об использовании полного привода и предупреждение: открываешь дверь задка — выставляй знак аварийной остановки! А в Руководстве по эксплуатации — пожелание успешной поездки.

Обновлённый Patriot стоит минимум 649 тысяч рублей, а максимум, с дизелем, — все 820 тысяч. То есть уже не выйдет купить УАЗ, вложить тысяч пятьдесят в его доводку и получить просторнейший внедорожник по цене похоже оснащённого Дастера (тот с лета подорожал на 20 тысяч рублей). А с внедрением «инноваций» цена будет только расти. Тем более что в течение года Patriot, по сути, займёт место внедорожника SsangYong Kyron. С одной стороны — в Соллерсе уверены, что деньги у клиентов есть, им не хватает только запланированных новшеств, с другой — новых рамных альтернатив с уходом Кайрона у Патриота попросту не будет. Почему бы тогда и вовсе не выдать Kyron за УАЗ? Это, говорят, зависимость от фирмы SsangYong, владельца модели, — по текущим ценам, по поставкам запчастей в будущем, да и стар Kyron, чтобы в него вкладываться.

На асфальте Patriot удивляет тишиной, но в родной стихии кряхтит на все лады. Один из виновников скрипа — опора тяжеленной двери багажника. Оцените, кстати, её незамысловатую конструкцию: слева пластина на пороге грузового отсека, справа — опирающийся на неё пластиковый клин, привинченный к двери (шлиц одного из винтов сорван).

В Соллерсе слышат, что покупатели просят простейший Patriot за меньшие деньги (дальше мы, мол, сами допилим), но на таком и заработаешь меньше. А спецверсии вроде внедорожной Trophy, люксовой UnLimited и путешественнической Expedition своими продажами, очевидно, не в силах заглушить на УАЗе городские порывы. Отсюда и навигация с камерой заднего вида вместо, по сути, единственно необходимого исполнения Quality (Качество!) с каким бы то ни было оборудованием. Надёжность, признают в Соллерсе, важна, но в списке приоритетов не лидирует. Даже в предисловии к Руководству по эксплуатации УАЗ желает нам «успешной поездки». В единственном, заметьте, числе. А хочется-то не раз и не два. Не город — природа манит.

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

UAZ Patriot2.7i
Кузов
Тип кузовауниверсал
Число дверей/мест5/5 (9)
Длина, мм4785
Ширина, мм1900
Высота, мм1910
Колёсная база, мм2760
Колея передняя/задняя, мм1610/1610
Снаряжённая масса, кг2125
Полная масса, кг2690
Объём багажника, л1150
Двигатель
Типбензиновый
Расположениеспереди, продольно
Число и расположение цилиндров4, в ряд
Число клапанов16
Рабочий объём, см³2693
Макс. мощность, л.с./об/мин128/4600
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин210/2500
Трансмиссия
Коробка передачмеханическая, пятиступенчатая
Приводподключаемый полный
Ходовая часть
Передняя подвесказависимая, пружинная
Задняя подвесказависимая, рессорная
Передние тормозадисковые вентилируемые
Задние тормозабарабанные
Шины245/60 R18
Дорожный просвет, мм210
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч150
Время разгона с 0 до 100 км/ч, снет данных
Расход топлива, л/100 км
— при 90 км/ч11,5
Норма токсичностиЕвро-4
Ёмкость топливных баков, л72
ТопливоАИ-92

ТЕХНИКА

С февраля на УАЗе катафорезная грунтовка вместо прежней анафорезной. Стойкость кузова к коррозии, говорят, выросла в восемь раз. В шасси — не требующие смазки крестовины карданов и задний стабилизатор поперечной устойчивости. Крены уменьшились, но в том, что проходимость не пострадала, я пока не убедился: презентационное бездорожье было Патриоту по колено. Передняя подвеска изменений не претерпела, поэтому продавцы УАЗов по-прежнему держат на рабочих столах демо-шкворни (на фото справа) — показывают, как и что разрушается, и агитируют на установку узлов с коническими подшипниками и увеличенным кастором: работы, говорят, на шесть часов и 23 200 рублей.

Бензиновый двигатель ЗМЗ-40905 объёмом 2,7 л не изменился, но предпусковой подогреватель Hydronic (справа) перешёл из постпродажных аксессуаров в заводские опции: 29 тысяч рублей. Дизель ЗМЗ-51432 — с новым турбонагнетателем Bosch, иным софтом и модернизированной поршневой группой. И с доплатой в 70 тысяч рублей. Поэтому доля дизельных Патритов всего 4–5%, а у установщиков газового оборудования — поток клиентов.

Что нового на сайте