«Москвич-400»: рождение легенды советского автопрома

Ретро автомобили

Четвертого декабря 1946 года советские люди получили свой личный автомобиль — «Москвич-400». Хотя выпуск первой массовой машины, собранной в СССР, был недолгим — с 1946-го по 1954-й, она успела завоевать народную любовь на долгие годы.

Советское руководство задумывалось о создании отечественного автомобиля широкого потребления еще в 30-е годы прошлого века. Свои разработки были. Например, НАМИ-1 и НАМИ-2 собрали еще в 1925 году на базе Научного автомоторного института. Но в те годы советская промышленность еще не была готова к серийному выпуску такой техники. Да и дизайн опытных образцов был скорее ближе к веку девятнадцатому, чем к двадцатому. Поэтому на тот момент первый легковой отечественный автомобиль, в сущности, остался экспериментом.

История создания

«Слона», так любовно называли машину в годы выпуска, часто обвиняли в том, что он не истинно советский. Мол, конструкторы просто взяли да и скопировали немецкий Opel Kadett K38, даже делали его на немецких станках и ничего своего не привнесли. В действительности это не совсем так.
Во-первых, за основу эту модель взяли потому, что показатели и характеристики соответствовали требованиям, которые власти предъявляли к малолитражным автомобилям. К тому же есть версия, что лично Иосиф Сталин поручил скопировать машину точь-в-точь.
Во-вторых, право на использование технологий, станков и продукции немецких заводов СССР получил по итогам войны. Но самое главное в другом — да, «Москвич-400» действительно во многом наследует Opel Kadett K38, и даже во внешнем виде. Но в действительности советским инженерам пришлось изобретать этот автомобиль заново. На руках у них была лишь обрывочная техническая документация и несколько готовых автомобилей. Немецкий завод, где собирали Opel Kadett K38, сильно пострадал при бомбежках, и даже станков не осталось.
Так что готовить машину к массовому производству на территории СССР приходилось в сложных условиях, при жестком контроле со стороны высокого начальства и сжатых сроках. Тем не менее это удалось, «Москвич-400» таки вышел в серию.

Автомобиль «Москвич-400»

Первый доступный автомобиль

В 1946 году в Союзе выпустили сразу три модели автомобилей: ГАЗ-М-20 «Победа», ГАЗ-51 и «Москвич-400». ГАЗ-51 ‒ грузовик. «Победа» хоть и подавалась как машина среднего класса, но на деле позволить ее себе могли немногие, цены на нее начинались от 16 тысяч рублей и доходили до 20 тысяч. А вот стоимость «Москвича» начиналась с 8 тысяч рублей. Эту сумму уже можно было накопить. Хотя и нужно отметить, что в те времена даже при наличии денег нельзя было просто прийти в салон и приобрести машину. Надо было дождаться своей очереди.

Народная любовь

«Москвич» обладал весьма существенными конструктивными недостатками. Например, закрывать автомобиль на замок приходилось весьма странным образом. Сначала водитель должен был запереть изнутри три двери — две задние и водительскую, а потом уже снаружи дверь переднего пассажирского места запереть на замок. Отопления в машине не было, а функцию климат-контроля выполняла форточка. Кроме этого, дворники на «Москвиче» были слабоваты, и в сильный дождь или снег толку от них было мало. Ах да, багажник. Воспользоваться им можно было только изнутри. Многих еще удивляло то, что в автомобиле не были предусмотрены сигналы поворота, но дело в том, что в те годы они и не были обязательными. Но несмотря на все эти недочеты и неудобства люди любили «Москвич-400».

Модификации автомобиля

Помимо массовых закрытых и открытых Москвичей, выпуск которых начали в 1947-м, на МЗМА делали и так называемые коммерческие шасси — Москвич-400-420К. На них специализированные заводы и мастерские делали несколько вариантов фургонов, в том числе высокие изотермические «каблучки».

Изотермический фургон на шасси Москвич-400-420К

Отечественный народный тюнинг появился вовсе не вчера. Нехватку универсалов в СССР частники решали, как могли. Например, постройкой самодельных универсалов на базе списанных фургонов Москвич-401-422.

Самодельный универсал на основе Москвича-401

Серийно пикапы на базе первого Москвича не выпускали. Но в начале 1950-х сделали несколько опытных образцов, в том числе — повышенной проходимости — Москвич-400-431-426. Машина имела привод лишь на задние колеса, при этом у нее был самоблокирующийся дифференциал и внедорожные шины. Сделали такой пикап по заказу военных в 1954-м. Но армейскую форму Москвичу надеть так и не пришлось.

Москвич-400-431-426

Изящным купе Москвич тоже не стал. А жаль! Ведь двухдверная машина, построенная из одного из четырехдверных прототипов 1949-го, выглядела вполне привлекательно. Такой Москвич предназначали лишь для набирающих в СССР популярность гонок, оснастили опытным 37-сильным двигателем и соорудили в 1951 году в единственном экземпляре.

Спортивный Москвич-400 с кузовом купе

Частники ездили на Москвичах десятилетиями, улучшая их как только можно. Некоторые владельцы сооружали и разнообразные самодельные универсалы, в том числе с использованием деталей более поздних моделей, например двери багажника от Москвича-423. А уж вариантов народной модернизации седанов было и вовсе не счесть.

Оцените статью
Добавить комментарий