CMS Drupal: что это, обзор функционала, плюсы и минусы


CMS Drupal — это бесплатная система управления сайтом, «движок», на основе которого можно создать собственный интернет-магазин, визитку и другой интернет-проект. Протестировать возможности CMS Drupal позволяет демоверсия, она работает онлайн. Полную версию можно скачать и установить на собственный сервер или хостинг с официального сайта Drupal.


16 Октября 2021 Суббота

Это может быть чистое ядро — система без дополнительных компонентов и расширений или готовая сборка: «движок» с набором модулей. Что такое Drupal, какие возможности открывает перед разработчиками эта CMS, и почему ее выбирают начинающие веб-мастера и профи — об этом пойдет речь.

Функциональные возможности

Drupal выбирают некоторые разработчики за гибкость настроек и простоту использования. У системы понятный интерфейс, хотя изобилие функций может запутать начинающего веб-мастера. Почти без знаний в программировании можно разработать интернет-магазин или сайт-визитку для компаний из самых разных сфер деятельности. У Drupal много готовых шаблонов, один из которых можно взять за основу при разработке своего сайта.

После установки Drupal разработчику будет доступен стандартный набор модулей, которые помогут управлять сайтом:

  • «Содержимое» — позволяет управлять контентом, добавлять новые материалы, файлы, мультимедиа;
  • «Структура» — один из главных блоков CMS Drupal. Здесь сосредоточены основные функции администрирования сайта: контактные формы, меню, схема блоков. Про функциональности этого раздела мы далее поговорим подробнее, так как это основа Drupal;
  • «Оформление» — здесь можно выбирать и настраивать шаблоны (дизайн сайта);
  • «Расширения» — блок дополнений, их список очень широкий, можно добавить любые, в зависимости от потребностей и индивидуальных задач: поиск на сайте, корзину, возможность комментирования на сайте;
  • «Конфигурация» — меню настроек. Здесь вы можете управлять учетной записью, медиа, стилями изображения, файловой системой, работать с содержимым;
  • «Пользователи» — этот раздел позволяет управлять всеми зарегистрированными пользователями, просматривать их список и присваивать им нужные роли: «Администратор», «Автор», «Редактор»;
  • «Отчеты» — блок позволяет работать с ошибками, просматривать последние записи журнала, популярные поисковые запросы;
  • «Справка» — подробное руководство для начинающих пользователей Drupal.

Drupal нужны расширения

Модули составляют ядро CMS Drupal. Но их возможностей недостаточно, чтобы разработать полноценный интернет-магазин или многостраничный сайт. Расширить функциональность «движка» и настроить сайт под индивидуальные задачи помогут дополнения. Их очень много, они позволяют реализовать практически любые задачи и потребности.

Вот лишь часть возможностей, которые открывают дополнения:

  • функциональность корзины (форма оформления заказа);
  • профиль пользователя;
  • онлайн-оплата заказа;
  • бан определенных IP;
  • комментирование, обсуждение (можно реализовать полноценный форум);
  • фильтры товаров.

Разработчик может выбрать нужны расширения или скачать сборку со стандартным набором дополнений. Все модули работают в связке с расширениями, поэтому без них не получится обойтись. Например, для удобной работы с визуальным редактором нужно дополнение ICME (средства редактирования). Чтобы контент отображался корректно, понадобится расширение «Таксономия».

Так со всеми модулями. Расширения позволяют разработчикам обойтись без проблем и препятствий. Кстати, пишут их сами программисты, для своего же удобства. Плагины можно включать, выключать, удалять. Скачивают их на сторонних сайтах, форумах CMS Drupal, но только безопасных и проверенных. Использование расширений абсолютно бесплатное. Они своевременно обновляются.

Сегодня доступна 9-я версия CMS Drupal, но разработки еще ведутся на 7 и 8. Новые модули для них уже почти не выпускаются, в приоритете Drupal 9. Поддержка 7 и 8 будет полностью прекращена в конце 2022 года.

Модуль «Структура»

Модуль «Структура» настраивается с помощью дополнений. Разберем набор из 8 основных компонентов, без которых в большинстве случаев не обойтись стандартному интернет-магазину:

  • «Контактные формы» — раздел позволяет создавать и управлять формами обратной связи;
  • «Меню» — здесь можно добавлять и редактировать нужные пункты в меню сайта;
  • «Представления» — возможность управлять списками содержимого;
  • «Режимы отображения» — тут можно настраивать содержимое и формы;
  • «Таксономия» — крайне важный пункт, позволяет управлять категориями, тегами, другим содержимым;
  • «Типы материалов» — еще один ключевой элемент, создает поля и формы, настраивает содержимое контента;
  • «Типы медиа» — тут все просто, блок позволяет управлять типами медиа-контента.

Для полноценной работы с контентом вам понадобится 3 главных пункта: «Типы материалов», «Таксономия», «Представления».

Типы материалов

Разработчики называют материалы, публикуемые на сайте, нодами (Node), потому что именно так раньше был подписан этот раздел в CMS. В русскоязычной 9-й версии Drupal такого названия уже нет, пункт меню получил более понятное наименование «Типы материалов».

В этом разделе можно редактировать уже добавленный контент, такой как «Статья», «Страница». Этим материалам можно добавлять или удалять поля, отредактировать или убрать описание. Если сделать это некорректно, то можно потерять связь с другими материалами.

Также здесь можно создавать новые типы материалов. Необходимо подготовить его описание, название, настроить публичность, добавить при необходимости в меню и сделать анонс на главной. После этого появится возможность редактировать отдельные поля, текст, изображения.

Раздел «Типы материалов» позволяет развивать проект со временем и адаптировать контент под новые задачи. Например, у вас есть сайт с продающими страницами с одинаковой структурой, на которых размещено описание ваших услуг. Есть текст, изображения, инфографика, прайс, кнопки и формы оформления заказа.

Со временем вы понимаете, что хотите вести блог. А это совсем другой формат страниц с лонгридами, таблицами, блоками внимания, кнопками социальных сетей, возможностью комментировать, лайкать, репостить. Чтобы это всё реализовать на практике, на сайте должно быть настроено два типа нодов: под страницу блога и под продающую страницу. Последние будут отображаться в меню, первые должны попадать в виде анонсов на главную. Все эти возможности реализуют «Типы материалов».

Таксономия

Таксономия — это всё, что касается структуры сайта и взаимосвязи материалов. Сюда относятся меню со всеми подпунктами и выпадающими списками. Также здесь находятся рубрики, метки (теги), возможность связывать разные материалы. От таксономии зависит логика сайта, а это влияет на его удобство для пользователей. Однотипные данные (например, текст) в сообществе Drupal называют сущностями. Основные сущности таксономии такие:

  • «Словарь» — это группа терминов, объединенных в рамках категории;
  • «Список терминов» — это основные разделы, метки, объединенные по какому-то признаку. У терминов может быть неограниченное количество вложений.

Структурирование информации не только поможет пользователям быстро ориентироваться на созданном сайте, но и положительно скажется на продвижении. Поисковики охотнее индексируют и показывают выше в выдаче сайты с качественно структурированным контентом.

Представления

Модуль «Представление» (Views) — это конструктор ваших страниц. В этом разделе можно управлять внешним видом разных материалов, добавлять полезный и интересный контент.

Допустим, вам на главной странице нужен блок с анонсом материалов в блоге. Нужно создать соответствующее представление и указать стиль — какой контент будет отображаться. В итоге вы получите мини-шаблон страницы. Точно также можно выводить блоки отзывов, портфолио, блюда дня и любую другую информацию, в зависимости от контента вашего сайта. С такой задачей справится любой верстальщик.

Функциональность раздела «Пользователи»

Раздел «Пользователи» (People) в Drupal включает в себя абсолютно всех посетителей, зарегистрированных и гостей, оформивших заказ и нет, а также редакторов и администраторов. Просмотреть всех пользователей вашего сайта можно на вкладке «Список». Здесь же ими можно управлять: удалять или добавлять новых.

На вкладке «Права доступа» можно настраивать разрешения и действия для определенной группы пользователей. Кто может комментировать, делать репосты; кто может оформлять заказы, управлять содержимым страниц и т. д.

Вкладка «Роли» позволяет создавать категории пользователей, их может быть столько, сколько вам нужно. По умолчанию в системе уже есть:

  • анонимный пользователь — другими словами, «гость», случайный читатель или целевой посетитель, который не зарегистрирован;
  • аутентифицированный пользователь — посетитель, который прошел регистрацию или вошел на сайт через социальные сети, аккаунт Google или любым другим предусмотренным на сайте способом;
  • администратор — обладает полными правами доступа и редактирования содержимого сайта;
  • автор — контент-менеджер, может добавлять новые материалы и страницы, удалять старые, редактировать существующие;
  • редактор — не может удалять или создавать страницы, но может редактировать существующие. При необходимости его можно наделить правами создания страниц.

Дизайн

После установки вы можете выбрать подходящий шаблон. Если нужного нет — можно скачать другие с сайта Drupal. Их несколько тысяч, поэтому вы обязательно подберете для себя лучший вариант с современным дизайном и адаптивной версткой. При выборе обязательно уделите внимание структуре макета: сколько блоков на странице, так ли они расположены, как вам нужно, и можно ли их поменять местами без редактирования кода.

Для работы с шаблоном его необходимо загрузить в административную панель. После этого тема появится в списке доступных для выбора. Редактировать её можно в визуальном редакторе Block Layout. Он работает точно так же, как конструктор сайтов: можно перетаскивать блоки и настраивать так, как вам нужно.

В базовых параметрах темы можно менять цветовую схему, настраивать отображения картинок, устанавливать логотип и фавикон. Если разработчик знает код и может работать с HTML, то тему можно кастомизировать без ограничений, как угодно. А если вы хотите эту задачу поручить специалисту, то найти его можно в сообществе Drupal или на любой фриланс-площадке.

В 9-й версии Drupal разработчики существенно упростили работу с шаблонами для отображения разных видов страниц. Работать с ними могут не только разработчики, которые знают язык программирования PHP. Достаточно разбираться в простом коде HTML, чтобы редактировать тему по своему усмотрению, можно воспользоваться конструктором.

Поисковая оптимизация (SEO)

Сделанные на Drupal проекты достаточно хорошо воспринимаются поисковыми системами. Они быстро их индексируют и редко накладывают фильтры. Но вот, чтобы продвинуть такой сайт в топ поисковой выдачи придется потрудиться. Базовая настройка SEO есть у Drupal. Автоматизации нет, всё придется делать вручную: прописывать URL, добавлять мета-теги для оптимизации, настраивать карту сайта.

В противном случае адреса страниц будут отличаться друг от друга только цифрами в конце, их будут плохо воспринимать и люди, и поисковики. Разобраться с этими проблемами помогут расширения, целые связки модулей, например, чаще всего используются в совокупности такие: Pathauto, CTool, Token.

В шаблонах страниц сайта должны быть поля для заполнения метаданных, где можно будет прописать:

  • название каждой страницы — Title;
  • её описание — Description;
  • ключевые слова (поисковые запросы), под которые она оптимизирована — Keywords.

Эти поля можно добавить с помощью установки пары расширений: Real-time SEO и Metateg, которые гибко настраиваются.

Важный этап оптимизации — формирование карты сайта. Это позволяет сделать модуль XML Setup. Его лучше устанавливать до того, как на сайте появится много страниц. Модуль автоматически загружает все страницы в карту, добавленные после установки расширения. Всё, что было создано до этого придется вносить вручную, потому что дополнение автоматически подтянет в карту только главную страницу сайта.

Преимущества CMS Drupal:

  • возможность создавать сайты любых масштабов, от одностраничного до большого магазина;
  • полноценная функциональность благодаря расширениям;
  • открытый исходный код для доработок, интеграций, максимально гибких и индивидуальных настроек;
  • установка в один клик из аккаунта хостинга;
  • большое количество шаблонов для разных сфер бизнеса;
  • простой и понятный интерфейс;
  • мультиязычность;
  • возможность разработок без знаний кода;
  • кеширование для быстрой загрузки страниц;
  • сообщество пользователей для обмена опытом.

Недостатки CMS Drupal:

  • множество настроек могут запутать новичков, но этот недостаток можно нивелировать, если использовать готовое решение — сборку;
  • работа с модулем сопровождается установкой нескольких расширений, поэтому, на первый взгляд, может показаться, что модули недоработаны, да и в расширениях нужно немного разбираться;
  • некоторые веб-мастера отмечают нестабильность работы после обновлений. Причина в том, что апдейты получают не все модули сразу. После выхода обновлений лучше немного подождать;
  • Drupal нужны ресурсы — мощный хостинг, иначе кеширование не поможет избежать длительной загрузки страниц.

Важное достоинство CMS Drupal в открытом коде — ее можно доработать под индивидуальные задачи и потребности. Стандартная комплектация имеет ограниченный набор функций. Именно поэтому у системы так много расширений. У системы есть собственный форум, сообщество, где разработчики делятся опытом и помогают друг другу.

Drupal отлично подойдет как профессиональным программистам, которые могут взять чистое ядро системы и создать на его основе свою безопасную и стабильную конфигурацию, так и новичкам, они смогут работать с готовыми сборками. 

Комментарии (0)





Разрешённые теги: <b><i><br>Добавить новый комментарий: