Первый тест-драйв Lada Xray Cross

Обзоры авто от ВАЗа

Lada Xray Cross — новое словосочетание в линейке вазовских кроссоверов. На фоне обычных Иксреев Cross выделяется увеличенным со 195 до 215 мм дорожным просветом, некрашеным пластиком по нижнему периметру кузова и 17-дюймовыми колесами с шинами Continental. Но оказалось, что видимые элементы обновления — лишь надводная часть айсберга. «Под водой» прячутся улучшенная эргономика салона и модернизированное шасси. Кстати, с шинами тоже не все так просто. Универсальные или, проще говоря, «всесезонные» покрышки Continental 215/50R17 были разработаны немецкими шинниками специально для Xray Cross. Нынче на «АвтоВАЗе» вообще все не просто.

17-дюймовые колеса, пластиковый обвес и серебристые рейлинги на крыше. Вот и все внешние отличия от обычного Иксрея. Ну еще цвет «Янтарь» и дорожный просвет, прибавивший 2 см
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 2924443.jpg

Cross — модная для Тольятти тема. В пластиковые доспехи уже одели Largus, семейство Kalina/Granta и Весту в кузовах «универсал» и «седан». Представители «АвтоВАЗа» привели такие данные: среди Ларгусов на версию Cross приходится 38% спроса, у Весты приподнятый кросс-седан за короткий срок успел «отщипнуть» 10% рынка, а универсал SW — без малого 60%. Даже странно, что при таких оптимистичных раскладах очередь на кросс-обновление дошла до Иксрея одним из последних. Как-никак это самая кроссоверная модель по своей сути.

Габариты изменились: плюс 6 мм по длине, 46 мм по ширине и 75 мм по высоте. При этом кроссовер выглядит пропорциональнее

Напомним, что Lada Xray — из семейства автомобилей, созданных на платформе В0, в рамках альянса Renault и «АвтоВАЗа». Duster, Sandero, Logan, Xray, у этих моделей много общих компонентов. И как следствие — общие недостатки. В Тольятти отлично знают слабые места платформы и в особенности те нюансы, которые Xray унаследовал у Sandero без изменений: короткая колесная база, теснота на втором ряду, кургузые передние кресла, не регулируемая по вылету рулевая колонка… Список неполный. С ним можно смириться, а можно попытаться исправить. Запоздалый выход Xray Кросса объясняется тем, что вазовцы решили основательно «допилить» несовершенную В0. Устранить проблемные места. Если не все, то хотя бы ключевые.

Двухцветная окраска делает интерьер более нарядным и даже пестрым. Выбрать цвет можно при заказе кроссовера в максимальных комплектациях Luxe и Luxe/Prestige

Рулевая колонка без регулировки по вылету — наверное, самая серьезная из проблем. Вкупе с неудобным креслом она превращала человека обратно в эмбриона, вынужденного сидеть скрюченным. Да еще и безальтернативно — близко к рулю. В Х-рей Кроссе в рулевую колонку вживлен телескопический механизм с вылетом в 42 мм. Не много, но вполне достаточно, чтобы наконец-то распрямить конечности и тело и сесть «по рукам». Спасибо за такие нужные миллиметры!

Подушка — рельефная, с податливым наполнителем. Спинка прямая. Но главное, что колонку теперь можно выдвинуть на себя. Формально обновленный задний диван сулит больше места в коленях, но заметить разницу можно разве что поставив рядом два кроссовера
Спасибо за новые передние кресла. У них оптимальная форма спинки, длина подушки и форма в целом. Вазовцы долго не могли определиться с шириной валиков боковой поддержки. Расставить пошире или поуже? Сделать помягче или потверже? В итоге остановились на универсальной мерке, подходящей для водителей разной комплекции: валики стоят не слишком широко, но при этом их наполнитель податлив и при нагрузках принимает форму тела. Попали в точку. Водитель среднего роста не испытывает в новых креслах никаких неудобств.

Установка новых кресел потянула за собой переделку пластиковой облицовки средней стойки кузова. Ее сделали менее объемной


Однако эти кресла шире прежних и места между стойкой кузова и рычажком регулировки спинки стало еще меньше. Рука не пролезает — жалуются журналисты. Заводчане пожимают плечами — изменили обивку средней стойки, теперь пластик почти соприкасается с металлом. Можно сказать, что выжали свободное пространство по максимуму.

«Шайба» выбора внедорожных режимов системы Lada Ride Select имеет явную схожесть с пежовской системой Grip Control. Но главное, что электроника работает и от нее есть польза. Нагляднее всего это заметно на свежевыпавшем снеге. В скользкий подъем Xray Cross с активированной системой стабилизации заезжает с большой натугой. Но все же заезжает. Если поворотом «шайбы» полностью отключить электронику, кроссовер тут же забуксует на середине подъема. А если включить режим «Снег», уверенно тронется и разгонится в гору


Точно так же, по капелькам, «процеживали» пространство на втором ряду. Диван сдвинули ближе к задней оси, чтобы увеличить место в коленях. Спинка при этом встала на два градуса вертикальней, посадка стала более прямой. Хотя, сидя на «галерке», каких-то особых неудобств не замечаешь. Как, впрочем, и существенной прибавки свободного места в коленях. На втором ряду Xray Cross все равно тесновато.

Подогрев сидений, руля и ветрового стекла — актуальное для России оборудование. Жаль, что оно входит в фиксированные комплектации и его нельзя докупить отдельно

Доработанные задние диваны также начали ставить на «просто Xray». Но ожидать там регулируемый по вылету руль и новые передние кресла пока не стоит. Слишком накладно, говорят вазовцы. Это приведет к удорожанию кроссовера. К тому же, как мне показалось, заводчане специально разводят модификации кроссовера по разным углам. Для Xray что-то из новшеств придерживают, в то время как «Кросс» получает все самое передовое.

Трехрежимные подогревы передних кресел с автоматическим снижением интенсивности нагрева


Подогрев заднего дивана, к примеру. Обычному Иксрею такого не обещают. Как и подогревов руля по всему периметру обода и ветрового стекла по всей площади. У «Кросса» все это есть. Если уж вдаваться в «теплые» детали, то передние кресла нагревают трехрежимные грелки. Причем по мере нагрева автоматика сама снизит интенсивность до «одной лампочки». Минимальный режим не перегревает «пятую точку» — кресло чуть теплое. Такой подогрев рассчитан на длительное использование.

Объем багажного отсека не изменился — 361 л. Кроме двухуровневого пола тут есть подсветка, розетка и крючки для крепления груза. Под полом полноценное запасное колесо R17 на литом диске


О чем это говорит? О том, что на заводе не просто установили подогрев передних кресел, но и провели испытания и замеры. В общем, настроили. Как говорится — мелочь, а приятно. Да и мелочь ли? Когда на презентации прозвучало, что у Xray Cross подсвечиваются емкости и кармашки в салоне, я подумал, что это очередная блажь. В «Жигулях» моего деда такого отродясь не было, и мне ни к чему. Но вот на улице стемнело. За рулем уже часов шесть. Спрашиваю у напарника — где бутылка с водой? Да вот же, стоит в дверном кармашке с ненавязчивой диодной подсветкой. В боксе под центральной консолью легко найти шоколадные батончики и «мобильник» — там тоже фонарик.

Автомобиль, как и человек, познается в мелочах. Именно из этих небольших мозаик складывается общее впечатление. В «Кроссе» приметных ляпов в качестве сборки нет, а вот проработка мелких деталей как минимум не хуже, чем у иномарок.

Открываешь дверь, выходя из машины, а грязная лужа на асфальте подсвечивается еще одной специальной лампой — случайно не наступишь. Наконец, двухуровневый багажник, где есть неприметный крючок, удерживающий фальшпол в открытом положении. Вот от такого внимания к мелочам теплеет на душе. Понимаешь, что людям, сделавшим эту машину, не пофиг. Им интересно вдаваться в детали, вдумываться — настраивать.

У «Кросса» полностью новые передний и задний бамперы. — Дизайнер открывает на смартфоне фото нового кроссовера. — Черный пластик в нижней части, серебристые вставки… Меньше бросается в глаза то, что теперь Х-образные подштамповки на боковинах получили продолжение.

Стальной рисунок на боковинах получил продолжение в пластике. Небольшие подштамповки на бамперах — особая гордость Стива Маттина

Вот эти острые подштамповки на боковинах мы называем «акульими плавниками». Их отлично видно на задней стойке универсала Vesta SW. Те же контуры, но перевернутые на 45 градусов, украшают боковины. На «Кроссе» Х-идея подчеркнута новым дизайном бамперов. И обратите внимание на большие 17-дюймовые колеса…

У «Кросса» передние колеса стоят на 19 мм шире, чем у обычных Иксреев, задние — аж на 54 мм. За этими цифрами скрываются модернизированный подрамник, оригинальные L-образные рычаги и поворотные кулаки передней подвески, новые амортизаторы с пружинами и множество доработок по мелочи.

Заявленная величина дорожного просвета — 215 мм — не совсем верна. Вазовцы измеряли клиренс от стальной поперечины, однако ниже ее находится третья опора двигателя. Под ней — 205 мм

Приятно, что при надежном и даже боевитом характере управляемости Xray Кросса плавность хода осталась на вполне высоком уровне. Испытали в предельных режимах на закрученных тропинках казахстанских степей. Коли не жалко себя и напарника, можешь не сбрасывать ход даже перед трамплинами. На приземлении подвеска «Кросса» выберет весь ход сжатия, но жесткого удара не последует. Пассажиры, конечно, недовольны, но в обычном Иксрее им было бы еще хуже. Здесь более энергоемкие амортизаторы с увеличенным ходом, которые попутно сводят на нет «козление» задка и раскачку кормы при езде по неровному асфальту.

Первый удар от неровности упругие элементы принимают на себя. В салон доходит лишь остаточное эхо вертикальных нагрузок. И это на 17-дюймовых колесах!

Понравились настройки электрогидравлического усилителя руля. Ноль четок, но ненавязчив. А стоит хоть на градус отклонить руль, по ободу начинает бежать тонкий ручеек обратной связи. Его поток возрастает по мере угла поворота. При быстрой рулежке усилитель не закусывает. В общем — классно настроенный «усилок». Импортный? Оказалось, узел поставляется с калужского завода «Автоэлектроника».

Руль не остр и не туп, не легок и не тяжел. Обеспечивает обратной связью, но без избытка

Все было бы хорошо… если бы не мотор. На бумаге это 122 силы и 170 Нм при объеме 1,8 литра. По факту — ни тяги, ни мощности. Чтобы компенсировать недостаток динамики, двигатель приходится крутить. Но тот реагирует с неохотой, через не хочу. Не обкатан? Многие пеняют этому мотору на нестыковку паспортных данных с реальной динамикой. Дромовская Vesta также заработала за это пару взбучек. Вазовцы говорят, что двигатель 1.8 действительно долго притирается. Выход на паспортные показатели мощности обещан к 15 тыс. км.

Напомним, что за основу двигателя ВАЗ-21179 объемом 1,8 л, который знаком нам по «обычному Xray и Весте, взят 1,6-литровый мотор с индексом 21127. Мотористы перетряхнули чугунный блок и его головку на предмет лучшей смазки, охлаждаемости и снижения потерь на трение. Рабочий объем повышен за счет увеличения хода поршня до 84 мм. Особенность мотора — фазовращатели на впуске. Первую систему VVT (Variable Valve Timing) для российских моторов тольяттинцы разрабатывали совместно со специалистами английской фирмы Ricardo

Зато к трансмиссии практически нет вопросов. Рычаг перепрыгивает в лунки передач без лишних усилий, к избирательности претензий не возникло. Разве что педаль сцепления слишком длинная да диски смыкаются ровно посередине хода. Это провоцирует пробуксовку сцепления при сменах передач.

Уже железно известно, что у Xray Cross будет «робот» АМТ. Много копий сломано в спорах об этой коробке, в том числе и на Дроме, но при росте спроса на двухпедальные кроссоверы такая модификация нужна тольяттинцам как воздух. А вот появление под капотом двигателя объемом 1,6 л (106 л.с.) — под вопросом. Хотя как раз этот мотор вписался бы сюда идеально. Думаем — говорят вазовцы. И над экспортом Xray Cross в Европу тоже думаем. Похоже, это новый тольяттинский тренд — думать.

Так вот подумали над платформой В0 и сделали Xray Cross. На первый взгляд, это просто «чуть более внедорожная» модификация обычного Иксрея. Но сами заводчане склонны считать, что это скорее работа над ошибками — первый вазовский кроссовер изначально должен был быть таким: с регулируемой по вылету рулевой колонкой, нормальными креслами и настроенными обогревами.

Xray Cross — лучший из автомобилей, созданных на платформе В0. Не по соотношению цены и качества, а по совокупности качеств — «в тотале». И я охотно верю, потому что за 600 км пробега по асфальтовым и степным дорогам Казахстана за кроссовером не было замечено серьезных грешков. Загоревшийся «чек» спишем на местное топливо. А небольшую болтанку рулевой колонки — на предсерийное качество тестируемых автомобилей.

Оцените статью